МБОУ «ТАШЕЛАНСКАЯ СОШИ»
671335, Республика Бурятия, Заиграевский район, село Ташелан, улица Ленина, дом 27
  • О школе

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ТАШЕЛАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ" МБОУ"ТАШЕЛАНСКАЯ СОШИ"

    История школы

    ИСТОРИЯ ШКОЛЫ

    История Ташеланской школы начинается с XVIII века, когда при церкви была открыта одноклассная церковно-приходская школа.

    В 1865 году около церкви была построена церковно-приходская школа. Школа занимала небольшой домик около церкви, в 1917 году «единая трудовая школа первой ступени». В ней было 4 класса, занятия велись в 2 смены, в каждой смене занималось по 2 класса. В 1920-х годах школа переведена в более удобное помещение.

    В декабре 1921 года на родительском собрании впервые был избран школьный совет.

    В 1925 году школьный совет выступил с ходатайством перед жителями села построить новое здание школы, принял решение использовать школьную землю под посев, продать амбар и зимовье при школе как ненужные. На заседании в 1927 году совет рассмотрел вопрос работы школы за 1926-1927 учебный год и признал работу удовлетворительной.

    После революции она стала называться «единая трудовая школа первой ступени».

    В 1934 году она становится семилетней. В 1953 году из села Мухор-Тала было перевезено здание школы. В 1968 году школа стала восьмилетней.

    В 1970 году школе присвоен статус средней школы. По данным архивов Верхне-Ильинского Сельского Совета и Управления образования Заиграевского района, коллектив школы-интерната в 1966-1967 учебном году насчитывал 13 человек, в том числе 1 учитель в интернате, в следующем учебном году коллектив увеличился до 15 человек за счет учителей средней школы. В начальной школе работали 4 класса, в средней – 5 – 8 класс по 2 параллели, т.е. в целом 12 классов.

    Школа располагалась в одноэтажном здании общей площадью 1040 кв. м. Школа оказалась небольшая для такого количества учеников, поэтому старшие и младшие школьники были вынуждены учиться в три смены, отдельного здания для начальной школы не было.

    В школе работало 7 учебных кабинетов (261 кв.м.): химии, физики, биологии, географии – были оборудованы всем необходимым: лаборатория, различные экспонаты, наглядные пособия, макеты. Для уроков труда были оборудованы швейная и деревообрабатывающая мастерские, а с 1969 г. начинает работать еще одна комбинированная мастерская по обработке металла и дерева. В мастерских проводились уроки труда как у мальчиков, так и у девочек. Они тоже были оборудованы различными станками для работы с деревом и железом, швейными машинками.

    Школьники сами изготавливали необходимые для школы предметы. Мальчики делали швабры, выпиливали разделочные доски, черенки для садового инвентаря, всяческие кухонные приспособления (лопатки, скалки, шумовки и т.д.). Девочки шили фартуки для работников столовой, прихватки, косынки, скатерти, салфетки и многое другое.

    При школе-интернате имелся пришкольный участок, полноценное подсобное хозяйство, площадью более 1 гектара, на нем выращивали различные овощи (картошка, капуста, морковь, свекла и т.д.), там еще держали свиней. Так же на участке был большой сад - росли ранет, крыжовник, малина, боярышник. Подсобное хозяйство полностью обеспечивало школу и интернат необходимыми продуктами, практически ничего не закупалось. Участок был полностью оборудован. На территории находились овощехранилища, специально для полива была подведена канава, вода в нее поступала прямо из реки. Также имелся весь необходимый инвентарь для возделывания и обработки почвы, полива и т.д. Излишки продукции продавались на ежегодных школьных ярмарках, где каждый житель деревни мог приобрести для себя какие-то полезные в хозяйстве вещи.

    В школе было организовано школьное питание – большая столовая была этом же здании, отдельное здание для нее было построено только в 1981 году, как и здание интерната, построенное годом ранее.

    В школе всегда особое место уделялось трудовому воспитанию. Помогать взрослым приучали с детства. Дети в классах проводили уборку - мыли пол, протирали пыль, поливали цветы, дежурили в классе и школе. Весной все без исключения, и школьники, и взрослые выходили на субботник. На летних каникулах - обязательная отработка на пришкольном участке. За этим строго следили, каждый должен был отработать выделенные ему дни, иначе тебя ждал строгий выговор на школьной линейке. С наступлением сентября школа выезжала на сборы урожая, так как полей и урожая было много и колхозы самостоятельно не успевали собрать весь урожай. Копали картошку, морковь, свёклу, снимали капусту.

    Образование было организованно как четкий, отлаженный механизм. Сначала средняя общеобразовательная школа (начальная 1-3 класс, неполная средняя 4-8 класс, средняя 9-10 классы).

    Для каждой ступени были выбраны единые программы и требования, одинаковые учебники. Если ты менял школу, не было необходимости заново изучать материал, вникать в систему, которая принята в новом образовательном учреждении. Образование было доступным, бесплатным на всех уровнях – от начального до высшего. Учебники выдавались бесплатно и были доступны абсолютно всем. Школы были переполнены даже сельские, не говоря уже о городских. Бывало, учились в две-три смены.

    Классы были укомплектованы по 30-40 человек в одном, большинство из них после восьмого шли в техникумы и ПТУ. Кто учился получше, шли в ВУЗы, в основном по распределению. Всех их по окончании ждали рабочие места в родных колхозах, школах, больницах, других учреждениях и предприятиях страны. Организация работы школы происходит на основе неразрывного единства обучения и воспитания - стратегическая задача школьной политики, педагогической теории и практики.

    Воспитательная работа в школе с. Ташелан базировалась на теории коммунистического воспитания, основные направления которого были сформулированы еще в Третьей Программе КПСС.

    Главной его целью провозглашалось формирование всесторонне развитой личности, гармонически сочетающей в себе высокую идейность, широкую образованность, моральную чистоту, физическое совершенство.

    Во главу всего воспитательного процесса ставились классовые, узкопартийные интересы, которые превалировали над общечеловеческими.

    Выдвинут тезис о комплексном подходе к воспитанию, который предполагал идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.

    Ведущим направлением в комплексном подходе являлось идейно политическое воспитание учащихся. Его главным содержанием являлась работа по вовлечению учащихся в участие в мероприятиях на примере жизни и деятельности В.И. Ленина, Октябрьской социалистической революции, гражданской и отечественной войнах, трудового героизма советского народа.

    С этой целью в школе с. Ташелан была создана Ленинская комната. Воспитательные мероприятия проводились по ежегодно разработанной системе с учетом возраста школьников. Так, тематические мероприятия, посвященные жизни и деятельности В.И. Ленина проводились с возрастной последовательностью с 4 по 10 класс.

    Подобные мероприятия проводились по воспитанию детей и школьной молодежи на революционных традициях страны и мирового революционного движения. Формами работы являлись беседы, устные журналы, политбои и т.д. Их содержание и тематика расширялись и усложнялись из класса в класс. Учащимся приходилось находить и изучать материалы, отбирать факты и данные из нескольких источников.

    Углубленное знакомство учащихся с историей, культурой и природой родного края проводил школьный музей.

    Деятельность школьников в музее включала работу с литературой, комплектование фондов, научную обработку коллекций, разработку и проведение экскурсий, просветительскую работу (встречи с героями экспозиций, их родственниками, вечера, праздники).

    Деятельность школьных музеев, оказывала определенное воздействие на личность, способствовала формированию патриотических чувств, развивала творческие способности и возможности школьников, помогала отдельным из них определять свою будущую профессию.

    В Ташеланской школе данная деятельность была поставлена на высоком уровне. Одним из важнейших источников идейно-политического и нравственного воспитания школьников была историческая победа советского народа в Великой отечественной войне. В школьном музее были созданы специальные экспозиции, залы и уголки боевой славы советских воинов.

    Поисковая работа, встречи, оформление и обновление материалов музея, проведение экскурсий и бесед – все эти виды деятельности являлись основой военно-патриотического воспитания нескольких поколений учащихся Ташеланской школы.

    Учащиеся школы принимали участие в акциях Советского Фонда мира в форме проведения дней юного героя-антифашиста, уроков мира, конкурсов рисунков и плакатов, политических митингов.

    Школьники участвовали в субботниках и воскресниках, заработанные деньги на которых перечислялись в Фонд мира. Так, в 1983 году было перечислено свыше 10 тыс. руб.

    В работе школа все большее признание стали получать новые виды деятельности, в которых воплощались патриотические и трудовые дела самих школьников.

    Учащиеся принимали активное участие в таких Всесоюзных трудовых операциях школьников, как «БАМу - пионерские мосты», «Миллион - Родине», «Зернышко», «Золотая краса Родины», «Живи, книга» и других.

    Школьники Ташеланской средней школы Заиграевского района, участвуя во Всесоюзных акциях, в 1980 году собрали 45,5 тонны металлолома, 6,5 тонн макулатуры, заготовили, 5 тонн хвои, 5,5 тонн пищевых отходов, высадили 530 кустарников и деревьев.

    Участвуя в операции «Живи, книга», они добились сохранности учебников: 57% учебников оценены на «отлично», 33%-на «удовлетворительно».

    Также ученики принимали во Всесоюзной туристско-краеведческой операции «Моя Родина - СССР», в данном мероприятии приняло участие 3823 экспедиционных отрядов с общим охватом более 92 тысяч школьников. Только в течение одного 1983-84 учебного года школьниками Бурятии было совершено 198 экскурсий по городам Советского Союза.

    Проводилась большая краеведческая работа. Во время походов по родному краю пионеры встречались с ветеранами партии, комсомола, 

    участниками войн и лучшими производственниками. Активное участие принимали ребята и в спортивных соревнованиях по футболу, лыжам, хоккею, гимнастике.

    Важным событием в истории Ташеланской школы стало открытие музея Боевой славы в честь 30-летия победы в Великой Отечественной войне. Инициаторами его открытия стали Прокопьев Владимир Борисович, руководивший школой с 1973 по 1975 гг. и учитель географии. Под их руководством ученики школы собрали большой материал об односельчанах - участниках Великой Отечественной войны.

    С 1975 года директором школы становится Казаков Иван Саввич, который пробыл в этой должности до 1980 года. В 1983 году этот руководитель был награжден значком «Отличник народного просвещения».

    Заместитель директора Спирина Е.И вспоминает: «Работать с Иваном Саввичем было интересно. Я училась у него искусству анализа урока. Он не любил, когда на уроке учитель создавал видимость благополучия, пусть и при нем урок будет, как обычно, рабочий. Каждую пятницу мы подводили итоги работы предыдущей недели и составляли план работы на следующую неделю. Еженедельно посещали уроки педагогов. При проведении совещаний, педсоветов коллектив слышал отзывы о посещенных уроках и внеклассных мероприятиях».

    В 1979 г. был построен интернат. Необходимость в нем появилась тогда, когда одна за другой начали закрываться школы в соседних маленьких селах. Эти поселения входили в состав единого колхоза имени ХХI Партсъезда. В них были свои школы восьмилетки, затем они стали не рентабельными и их реорганизовали, оставив только начальные классы на местах (4 класса). Уже с пятого класса ученики обучались в Ташеланской школе и проживали в интернате всю учебную неделю. Школе была выделена специальная машина, с будкой, для перевозки детей.

    Остро стоял вопрос питания школьников и работы школьного буфета,  и в 1981 г. было построено отдельное здание столовой. Во второй половине 1980-х годов начинается непростое время в жизни школы. Это были годы и очередной школьной реформы с крутым поворотом на трудовое воспитание. Создавались базовые предприятия, где каждый ученик должен был проходить производственную практику. В условиях поселка, когда все предприятия еще работали, а классов 8-х и 10-х было, рабочих мест не хватало. Старшеклассники работали на животноводческих фермах те, кто из района – по месту жительства.

    С 1985-1990 гг. – «Школа производственного труда» (опыт Сахновской школы»): Развитие производственного труда в сочетании с учебной деятельностью. Результатом явилась неоднократная победа среди производственных бригад школьников. Сахновская школа воспитывает грамотного, творческого, интеллигентного труженика села – таков социальный заказ. Исходя из особенностей среды и поставленных задач и определяются те воспитательные центры, на создание которых направляются усилия и педагогов, и школьников, и родителей.

    В 1995-2000 годах школа-интернат являлась «Школой народного календаря». Программа заключалась в том, что раскрывала перед школьниками яркий спектр народной культуры, знакомила детей с мудростью и ценностью народного календаря. Содержание программы помогало детям окунуться в родную старину, народные обычаи, традиции, обряды, приметы, почувствовать свои корни, ощутить себя Русским человеком на Русской земле.

    2001-2005гг – школа работала по программе «Становление».

    2006 – 2013 гг. – программа «Школа равных возможностей – Школа-Дом». В 2009 году – присвоен статус районной экспериментальной, инновационной площадки.

    2013 – 2020 гг. – программа перспективного развития «От школы для всех к школе для каждого».

    2021-2025гг- разработка и внедрение программы развития «Школа-пространство выбора». «ОТ ШКОЛЫ ДЛЯ ВСЕХ, К ШКОЛЕ ДЛЯ КАЖДОГО, К УСПЕХУ В ЖИЗНИ!» - девиз данной программы. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ СОВРЕМЕННОЕ КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПОЗИТИВНУЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ ДЕТЕЙ.

    Сегодня в соответствии с уставом образовательное учреждение именуется как Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ташеланская средняя общеобразовательная школа-интернат»

    На современном этапе школой руководили:

    2001-2006 года -  Гриб Любовь Панкратовна

    2006 -2011 года - Лизунова Антонина Анатольевна

     2011-2020 года - Борисова Нина Георгиевна

    На сегодняшний день директором МБОУ «Ташеланская СОШИ» является Зубакина Евгения Ивановна.

    Образование и формы обучения

    Основными приоритетными направлениями развития общего образования для нашей школы остаются:

    1. Обновление содержания образования через реализацию обновленных  федеральных государственных образовательных стандартов.

    2. Организация и развитие системы поддержки талантливых детей.

    3. Создание условий для повышения профессиональной компетентности современного учителя, развитие его творческого  потенциала.

    4. Создание и развитие современной школьной инфраструктуры.

    5. Создание и развитие здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды школы.

    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов
    Среднее образование
    для 10–11 классов
    Дополнительное образование
    для 5–9 классов

    Программа развития

    Программа развития

    Фотографии

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике